Дата: 1-5.04.2012
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»

На днях из Москвы вернулись Алексей Леухин, учащийся 9 «а» класса Медведевской средней школы № 2 и его преподаватель Игорь Иванович Панов, руководитель археологического музея МСШ № 3, заслуженный учитель Российской Федерации. Алеша, преодолев длинный путь, и проделав огромную работу, вышел в финал Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество». Для этого ему пришлось немало потрудиться, чтобы успешно пройти районный, республиканский уровень, региональный, федеральный заочный этап и только тогда ему открылся путь в первопрестольную.

Сегодня мы пригласили Алешу в редакцию и попросили рассказать о финальном этапе конкурса, о впечатлениях от пребывания в столице нашей Родины.

Алексей, поздравляем тебя с успешным выступлением в секции «Школьные музеи. История детского движения». И с заслуженной наградой – Дипломом Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения.

Спасибо за поздравление, спасибо за приглашение в редакцию. И, пользуясь случаем, сразу же хочу поблагодарить за финансовую поддержку главу администрации района Даиля Габдулловича Шагиахметова, за огромную поддержку моего руководителя проекта Игоря Ивановича, руководителя отдела образования Елену Сергеевну Яковлеву, ГБОУДОД «ДЮЦ «Роза ветров», моих родителей. Без них, наверное, моя поездка могла не состояться. После такого конкурса я еще раз убедился в том, если ты хочешь чего- то добиться в жизни, то надо много работать и, прежде всего, – над собой. В Москве я был впервые в жизни. Сначала почувствовал себя таким маленьким человечком в огромном потоке людей. В гостинице меня поселили с ребятами из Иркутска. Мы с ними быстро подружились. Это очень интересные, талантливые и открытые школьники. Например, с одиннадцатиклассницей из Астрахани Азизой Наурзбаевой мы общаемся «В Контакте», созваниваемся по телефону, даже создали группу общения с ребятами, которые были на конкурсе.

Всего у нас было пять секций: «Военная история», «Культурное наследие», «Родословие», «Природное наследие», «Школьные музеи». В шестую секцию были объединены педагоги. Моя секция была самой большой - 26 человек. Ребята были из Астрахани, Кемерова, Челябинска, Алтая, Коми, Ставрополя и других уголков России.

Конечно, перед выступлением так много было волнений. Мой доклад и презентация по теме «Медведевское объединение «Юный археолог» (1986–2011гг.)» вызвали большой интерес у жюри и всех присутствующих. Мне задавали много вопросов, но я постарался на все ответить конкретно. Было приятно, когда жюри оценило глубину моих знаний, четкую ориентацию в работе.

– А экскурсии по Москве, встречи с интересными людьми были у вас?

– Были и экскурсии, и встречи. Побывали в Музее современной истории России. Любовались достопримечательностями Москвы, побывали в Кремле, Мавзолее, в Успенском и Архангельском соборах. На закрытии конкурса была интересная встреча с генерал-майором авиации, кандидатом исторических наук Н.П. Безбородовым. Он сказал такие замечательные слова, которые стали целью для многих ребят – поднять Россию с колен и отвести ее от пропасти. Мы с ним сфотографировались на память.

– Алеша, расскажи хотя бы коротенько нашим читателям об объединении «Юный археолог».

– Объединению уже 25 лет. И все это время его возглавляет мой учитель истории Игорь Иванович Панов. Я лично четыре года являюсь «Юным археологом». Уже два раза побывал в археологических экспедициях, и мне очень понравилось. На выбор темы моего исследования повлияло желание узнать как можно больше о возникновении нашего объединения, о традициях и достижениях юных археологов разных поколений . Кроме того, исследование посвящено 25-летию со дня основания школьного археологического кружка в Медведевском районе и еще связано с проведением в России Года Истории.

– Трудно было найти источники для исследовательской работы?

– Пришлось потрудиться. Использовал архивные материалы объединения, статьи Игоря Ивановича в различных сборниках республиканских научно-практических конференций, даже в Российских научно-методических журналах, помогли исследовательские работы кружковцев, интервью с руководителем и ветеранами кружка, подспорьем стали фотоматериалы и публикации в районной газете «Вести».

– Приведи примеры особенностей работы объединения, насколько этапов она подразделяется?

– Условно мы разделили на три этапа. Первый – 1986–1996 годы. Кружковцы начали участвовать в археологических экспедициях; был создан археологический кабинет в нашей школе № 2. В этот же период активисты кружка активно начали участвовать в республиканских, всероссийских археологических и краеведческих слетах.

Второй этап – с 1997 по 2002 гг. Рождаются новые формы деятельности кружка. В эти годы шла активная подготовка и участие во Всероссийских, открытых региональных и республиканских олимпиадах, конкурсах и конференциях. Основной состав экспедиций составляли ученики средней школы № 2.

Третий этап – более продолжительный, чем второй, с 2003 по 2011 гг. Это уже новый шаг вперед. Для этого периода характерно то, что археологический кружок стал объединением «Юный археолог», создан археологический музей в средней школе № 3, именно в нем проходят экскурсии, занятия. Активная деятельность юных археологов в работе школьного научного общества продолжается.

– Хотелось бы узнать о твоем непосредственном участии в экспедициях?

– Вы не представляете, насколько это было интересно! В 2008 году мы исследовали Писеральское средневековое мольбище в Горномарийском районе на берегу реки Юнга. А в прошлом году копали средневековое Большегорское городище в Сернурском районе нашей республики. Экспедиции оказались очень полезными. Они многому лично меня научили. Прежде всего, умению строить взаимоотношения в коллективе. Благодаря раскопкам, я получил навыки жить в полевых условиях.

– Какие еще интересные моменты есть в твоей работе?

– Я особо подчеркнул в своей работе то, что наш археологический школьный музей – единственный в республике Марий Эл. В 2003 году ему официально был присвоен статус «Школьный музей». Рассказал о коллекции музея, в которой находятся подлинные археологические, палеонтологические, этнографические и нумизматические экспонаты. Музей дважды уже становился лауреатом республиканского смотра- конкурса музеев образовательных учреждений и был признан одним из лучших школьных музеев республики.

– Алексей, как ты думаешь, будет ли востребовано твое исследование?

– Очень надеюсь, что исследование будет полезным всем ученикам, кто интересуется историей, а также и учителям, ведущим занятия по истории и ИКН. Работать над темой буду и дальше, хочется увидеть ее отдельным печатным изданием с иллюстрациями и тезисами лучших исследовательских работ кружковцев, а также опубликовать ее на нашем сайте, который разрабатывается учащимися трех медведевских школ, членами нашего объединения «Юный археолог». Инициативу создания сайта взял на себя ученик 7 класса МСШ № 3 Максим Емельянов, я занимаюсь дизайном сайта, а Алексей Мальцев из Медведевской гимназии вносит всю необходимую информацию.

– Мне приятно было с тобой пообщаться, Алеша. Хочется пожелать тебе такого же упорства в достижении поставленной цели.

Беседовала Полушина Г.ВСЕ НАЧИНАЕТСЯ С ИНТЕРЕСА //ВЕСТИ. — 2012. — 27 апреля.